поиск по сайту

Американский кинематограф: рождение и история


Американская кинематография развивалась бурно и стремительно в атмосфере интенсивной конкуренции многочисленных киностудий. Одни из них, объединившись в Патентный Трест, требовали от владельцев кинотеатров лицензий на прокат своих фильмов. Другие - «независимые» - выдвигали более гибкие условия сотрудничества. Патентная война привела к переезду самостоятельных студий в Калифорнию, где идеальные природно-климатические условия облегчали создание кинофильмов, действие которых происходило бы в разных частях света.

В 1908 г. возник Голливуд, который уже к 1914 г. стал крупнейшим в мире центром кинопроизводства. Картины снимались практически ежедневно в двух основных жанрах: ковбойские фильмы, позже получившие название вестерна, и комедии.

Главной фигурой американского кино начала века является Дейвид Уорк Гриффит (1875-1948). Он пришел в кино в поисках заработка. Сначала снимался в эпизодических ролях, писал сценарии. Свой первый фильм «Приключения Долли» Гриффит снял в 1908 г. История маленькой девочки, похищенной цыганами, длилась на экране девять минут, но за это время автор провел своих героев через равнину, ущелье и водопад. В этом довольно примитивном сюжете были заложены две принципиально важные особенности: динамичная фабула (высокая плотность событийного ряда) и счастливый конец, ставшие впоследствии каноном голливудского фильма. Гриффит обращался к романам Диккенса, Мопассана, Лондона, Толстого в поисках экранного эквивалента сложных литературных сюжетов. В течение первых четырех лет своей деятельности он снимал по два фильма в неделю (длина картин в ту пору не превышала 8-10 мин).

В отличие от своих современников Гриффит тщательно изучал накопленный к тому времени кинематографический опыт, детально продумывал технические и режиссерские приемы. В результате оказался первым, кто разработал основы новой специальности - кинорежиссуры. Творческий вклад Гриффита в развитие искусства кино определяется четырьмя главными моментами:
внедрение в кинодраматургию повествовательной, романной конструкции;
реформа системы актерской игры;
превращение кинокамеры в активного участника действия; параллельный монтаж.

К 1913 г. Д. У. Гриффит становится зрелым художником со своим собственным творческим методом. Это позволило ему создать первые в мире монументальные экранные произведения - «Рождение нации» и «Нетерпимость».

Фильм «Рождение нации» состоит из двух серий. В первой отражены драматические события Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Во второй - тягостное противостояние белого и черного населения южных штатов. Создавая образный строй фильма, Гриффит соединил все элементы в строгом соответствии с кинематографическим языком. Действие этого эпического произведения не только разветвляется на несколько параллельных сюжетных линий, но и подчиняется четкому ритму. С поразительным искусством, чередуя дальние и крупные планы, режиссер достигает особой экспрессии батальных сцен. Например, в эпизоде битвы под Питсбургом колоссальная панорама, открывающая два сближающихся фронта, перемежается с кадрами, где акцентируются ключевые образные детали: рукопашная схватка; знамя, водружаемое в жерло пушки, и т. п.

Художественная ткань «Рождения нации» обладает документальной фактурой: наряду с игровым материалом в фильм включены цитаты из американских газет того времени и фотоснимки. Если фильм «Рождение нации», с триумфом прошедший на экранах, принес Гриффиту мировую славу, то следующая картина «Нетерпимость» стала явлением иного порядка. Ее провал в прокате подорвал творческие перспективы американского режиссера, но высокая художественная ценность определила для него почетное место в истории мирового кинематографа.

Фильм состоит из четырех сюжетных линий: падение Вавилона и его последнего царя Валтасара; распятие Иисуса Христа в Древней Иудее; Варфоломеевская ночь во Франции XVI в.; современная (начала XX в.) драма «Мать и закон». Столь широкий разброс тем призван работать на единую идею, лаконично выраженную в названии. Гриффит обличает деспотизм и бессмысленность противостояния в любой форме, ибо результатом его становятся невинные жертвы. Обращение к различным эпохам цивилизации было принципиально важным для режиссера, который этим подчеркивал извечный неизменный характер борьбы любви и ненависти, справедливое- ти и насилия. Гриффит выстраивает композицию картины по принципу симультанности, т. е. четыре сюжета развиваются не последовательно, а одновременно. Мозаичный характер соединения эпизодов не был хаотичным, но подчинен принципу образного тождества, когда подчеркивается общая сущность происходящих событий: ослепленная ненавистью бесчинствующая толпа, из века в век распинающая своих пророков; невинные жертвы, приносимые на алтарь Нетерпимости - религиозной, социальной, психологической. В качестве объединяющего принципа режиссер использует пластический рефрен: весь фильм пронизывает один повторяющийся кадр (мадонна качает колыбель), олицетворяющий строки У. Уитмена:

Бесконечно качается колыбель...
Соединяющая настоящее и будущее.

Постановочный размах ленты особенно очевиден в грандиозных вавилонских сценах. Декорации к ним были выполнены в натуральную величину из натуральных материалов, а панорамные съемки осуществлены с воздушного шара.

Другой яркой персоной американского и одновременно мирового кино начала XX в. является Чарльз Чаплин (1889- 1977). Трогательный герой Чарли Чаплина покорял зрительские сердца по всему миру. Из-под клоунской маски бродяги- джентльмена проступало человеческое лицо, что позволяло не просто рассмешить зрителя, а растрогать его («Бродяга», «Золотая лихорадка», «Огни большого города»). С точки зрения кинематографической формы чаплиновские фильмы традиционны: он предпочитал снимать неподвижной камерой и общими планами, но динамическая фотография в руках Чаплина превратилась в гуманистическое экранное искусство.

Итак, к 1914 г. новый вид зрелища - кинематограф - завоевал широкую популярность. «Если ты устал от жизни - иди в кино», - призывала реклама в годы Первой мировой войны. И люди шли в кинотеатры: проливали слезы на мелодрамах, хохотали на комедиях, затаив дыхание, вглядывались в кадры фронтовой хроники.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Мировая художественная культура

    Романтизм как общеевропейское стилевое направление XIX в. в России оказался приглушен влиянием реалистической школы. Ни литература, ни музыка, ни живопись не исчерпали безграничных возможностей этого стиля выражать скрытые психологические состояния ...
      Самым же талантливым представителем объединения ОСТ был Александр Александрович Дейнека (1899 – 1969). Социальное осмысление действительности с позиции человека, искренне принявшего идеи Октябрьской революции, одухотворяло его ранние произведения. ...
        Кульминационным явлением 20-30-х гг. было возникновение джаза. Джаз - род профессионального музыкального искусства - сложился на юге США на рубеже XIX-XX вв. в результате синтеза элементов двух культур - европейской и африканской. Французский ...




        © 2006-2022 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com