поиск по сайту

Социологизм Э. Дюркгейма


Социологизм Э. Дюркгейма
В работах социалиста-реформиста Эмиля Дюркгейма (1858- 1917) прослеживается развитие французской традиции рационализма. Идейно-теоретическими источниками его творчества явились работы просветителей (Монтеське, Кондорсе, Руссо, Сен-Симона и Конта), этика Канта, психология народов Вундта, а также некоторые идеи исторической школы права. С 1887 по 1902 г. Э. Дюркгейм преподавал в университете Бордо, где начал издавать «Социологический ежегодник», а с 1902 по 1907 г. читал лекции в Сорбонне. Главные его работы - «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Дюркгейм рассматривал общество как специфическую автономную социальную реальность: «...объяснения социальной жизни нужно искать в природе самого общества. Действительно, раз оно бесконечно превосходит индивида как во времени, так и в пространстве, оно в силах внушить ему образы действий и мысли, освященные своим авторитетом. Это давление, являющееся отличительным признаком социальных фактов, есть давление всех на каждого». Социологизм Дюркгейма состоял в особом взгляде на общество, представлявшем социальное как особый вид реальности, суть которого заключается в коллективных представлениях. В этом свете общественные явления представлены как самообусловливающиеся (sui generis). Отказываясь от биологических и психологических интерпретаций сущности общества, он сосредоточил внимание на структурных предпосылках социальных процессов. Вслед за Контом с его идеей социальной статики и социальной динамики Дюркгейм разделял социальную морфологию и социальную физиологию. Развивая идеи Г. Спенсера, Э. Дюркгейм различал простые и сложные общества. В качестве критерия он использовал принцип их интеграции. Если первобытное племя объединено общим сознанием и солидарно в силу сходства его представителей, то индустриальное общество – сложная дифференцированная система, которая обладает единством в силу заинтересованности людей друг в друге, несмотря на социальные различия. Целостность индустриального общества обусловлена функционально. Сам термин «функция» Дюркгейм позаимствовал у естествоиспытателя Клода Бернара, который использовал его как ключ для анализа внутренней системы живого организма, стремящейся к поддержанию равновесия.

В теории Дюркгейма представлена взаимосвязь социальных структур, общественных норм и черт личности. Социальные нормы влияют на индивидуальное поведение, поскольку они усваиваются в процессе интернализации. Поэтому внешняя детерминация поведения осуществляется через ценностные ориентации индивидов, а действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для последних. Определив норму состояния общества, Дюркгейм обозначал также его патологию и предложил меры ее устранения, благодаря чему в социологии укрепились такие введенные им понятия, как «социальная функция» и «аномия».

В поздних работах Дюркгейма отмечается рост интереса к ценностной проблематике. Будучи последователем контовского подхода к изучению общества как органического целого, состоящего из взаимосвязанных частей, Дюркгейм объединил в своей работе «О разделении общественного труда» эволюционистский подход со структурно-функциональным.
Дюркгейм выдвинул прогрессивную для своего времени идею реформ по внедрению новых форм социальной регулярности, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Именно их Дюркгейм выделял в качестве потенциальной среды, в которой могла бы возникнуть необходимая для общественной солидарности система образцов нравственного значения. При этом он считал, что нравственность следует не изобретать, а черпать из социальной действительности и прояснять средствами науки.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Социология

    Сущность общества не имеет в социологии однозначного определения. По мнению Э. Дюркгейма, она состоит в коллективных представлениях, чувствах, верованиях и солидарности, которые в совокупности представляют «коллективное сознание», противостоящее ...
    подробнее
      Наука – это исторически развивающаяся система объективных знаний о мире; особый вид познавательной деятельности и социальный институт, обеспечивающий выработку таких знаний. Социология (от лат. socius – общество и греч. logos – слово, учение) – это ...
      подробнее
        Основоположником социологии как науки признан французский философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857). Значение слова «позитивное» О. Конт определил в работе «Дух позитивной философии»: - реальное в противовес химерическому; - полезное в противовес ...
        подробнее




        © 2006-2020 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com