поиск по сайту

Социал-дарвинизм

В рамках данного подхода общество представлялось совокупностью групп, борющихся друг с другом за выживание и влияние. Именно система движения этих групп и его закономерности представлялись предметом исследования с точки зрения социологов, стоявших на позициях социал-дарвинизма.

Одним из виднейших представителей этого направления стал польско-австрийский социолог и юрист Людвиг Гумплович (1838-1909), автор книг «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и др. В теории Гумпловича утверждалась неизбежность социального конфликта и общественного неравенства людей. Взамен популярной в то время теории классовой борьбы он предложил идею борьбы рас, понимаемую как «борьба гетерогенных социальных и этнических единиц, групп и общностей».

Созвучными оказались идеи австрийского военного деятеля, философа и социолога Густава Ратценхофера (1842-1904), автора книг «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» (1898) и «Социология. Позитивное учение о человеческих взаимоотношениях» (1907). В ряду основных явлений социальной жизни Ратценхофер выделил чередование социализации и индивидуализации общественных структур.

Конфликт интересов социальных групп и индивидов ставился им в основу жизни общества. Признавая имманентность социального конфликта, Ратценхофер стремился выявить возможности его социализации, которая рассматривалась как присущая конфликту тенденция к самоликвидации. В качестве единственно возможного пути разрешения конфликта он видел сотрудничество между людьми на основе действия закона «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов».
Социал-дарвинистский подход был также развит в работах американского социолога Уильяма Самнера (1840-1910). Придерживаясь мнения о неуклонности общественной эволюции, естественного отбора и борьбы за существование, переработав широкий этнографический и нормативный материал, он предложил новую интерпретацию социал-дарвинистских идей. Первичным фактором, определяющим развитие общества и его социальную структуру, у Самнера выступают нравы и обычаи, понимаемые как общий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели. Возникновение социальных групп трактовалось в контексте формирования определенных способов деятельности, превращавшихся в привычки. Принятие человеком норм одной из таких групп и участие в ее деятельности представлялись решающими факторами его социального становления.

Социальные отношения и установки фиксировались у У. Самнера посредством введенных им понятий «мы-группа» и «они-группа», на базе которых раскрывалась проблема «этноцентризма» - склонности человека к восприятию и оценке окружающего мира сквозь призму представлений его социальной группы. Рассматривая общество как конгломерат таких групп, Самнер скептически относился к перспективам регулирования людьми общественной жизни. Межгрупповая конкуренция, по его мнению, сильнее социальной солидарности внутригрупповых масштабов.

Знаменательной частью истории развития концепций социал-дарвинизма стала деятельность американского социолога Альбиона Смолла (1854-1926), уделявшего особое внимание категории интереса. Сводя общественные конфликты к конфликтам интересов, он рассматривал социальные процессы сквозь призму проблем адаптации и борьбы между людьми. Смолл предложил классификацию общественных интересов на основании шести ориентиров, в качестве которых выделил здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. По мнению Смолла, большие общественные группы и институты формируются вокруг виднейших носителей социальных интересов. Притязание каждого класса интересов на абсолютное доминирование служит причиной межгрупповых конфликтов, изучение которых требует учета межличностных отношений. Отношение к психологическим аспектам социальных процессов выражено в его фразе: «Нет ничего социального, что не являлось бы психологическим».

Социал-дарвинистские концепции, использовав и развив историко-эволюционный подход, создали основу для последующего возникновения структурного функционализма.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Социология

    Социальный статус – это позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Понятие социального статуса характеризует: 1) место человека в системе общественного разделения труда; 2) общественную оценку этого места, выражаемую в ...
      Люди приобретают человеческие качества благодаря совместной социальной жизни. Важную часть факторов развития человека составляют его биологические (анатомические и физиологические) и психологические свойства. Тем не менее, решающими факторами в ...
        Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Связь поведения с ролевыми ожиданиями довольно гибка, поскольку любая роль имеет множество вариантов исполнения. Как правило, люди осмысливают ролевые ожидания, интерпретируют их и ...
          По доходам в обществе можно условно выделить высший, средний и низший слои. За период с 1990 по 1999 годы в Беларуси произошло углубление неравенства по этому признаку. Если в 1990 г. отношение среднего дохода 10 % наиболее богатых семей к среднему ...
            Социология изучает общество в различных его масштабах. Она не ограничивается социальными образованиями, функционирующими в границах современных национальных государств, а изучает все социальное, от индивида до человечества в целом. На средних ...
              Специфические черты различных культур обозначаются понятиями «национальный характер», «менталитет» (от лат. ум, образ мыслей, душевный склад) и др. Менталитет (лат. mentalis – умственный) – это уникальный склад различных человеческих психических ...
                Представление о личности как динамичном структурированном образовании впервые было системно представлено в теории 3. Фрейда. Социально-психологическую структуру личности психоанализ рассматривал в единстве биологических и социальных свойств ...
                  С позиций стратификационной теории общество рассматривается как иерархическая система социальных слоев (страт). Социальная стратификация (от лат. stratum – слой, прослойка) – это дифференциация людей и их групп на социальные страты в соответствии с ...
                    Стратификационная структура общества меняется за счет того, что люди перемещаются в социальном пространстве как по вертикали (приобретая соответствующие социальные статусы или переходя на новые стадии жизненного цикла), так и по горизонтали (в ...
                      Группа в широком смысле слова – это совокупность индивидов, связанных определенными отношениями. Группа в узком смысле слова – это совокупность людей, которые: а) взаимодействуют друг с другом на регулярной основе; б) проявляют сплоченность, б) ...
                        Людям свойственно жить в коллективах, существующих длительное время. Однако несмотря на преимущества коллективной жизни, сама по себе она еще не обеспечивает автоматического сохранения обществ. Для сохранения и воспроизводства обществу как целостной ...
                          Социальные общности – макросоциальные объединения людей, выделяемые по одному или нескольким признакам, локализированные в пространстве и имеющие диффузную (растворенную) форму. Понятие общности фиксирует некоторые общие признаки людей. Так, ...




                          © 2006-2024 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com