поиск по сайту

Общественно-политическая мысль России в 30-50-е гг. XIX в.


Отсутствие возможности свободной общественной деятельности привело к тому, что основными формами движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников.

Большее, чем прежде, общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.

В этот период оформляются три основных направления общественно-политической мысли, оказавшие влияние на последующее развитие общественных движений и политических партий в Российской империи:

- консервативное;
- либеральное;
- революционно-демократическое.
Консервативное направление в общественной мысли оформилось в идейном отношении раньше других течений. Его наиболее значительными представителями стали историк М. П. Погодин, филолог С. П. Шевырев, известные журналисты Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин.

Квинтэссенцией российского консерватизма считается так называемая «теория официальной народности», сформулированная в 1831 г. Министром просвещения графом С. С. Уваровым. Её формула «Православие, самодержавие, народность» на долгие годы стала официальным лозунгом царизма.

Суть теории заключалась в том, что именно совокупность самодержавия, православия и народности как основ русской истории обеспечивает благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от «тлетворных» революционных идей Запада. В России существуют одна вера, один царь и один народ, эти элементы едины, неделимы и т. д. В их единстве - сила российского государства. Проявление народности С. Уваров видел в русском языке, культуре, самобытности русского народа.

Либеральное направление в России оформляется в 40-50-е гг. XIX в. в виде двух течений - славянофильства и западничества.

Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.

Основные положения теории славянофильства:

- важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер;

- в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;

- основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности;

- Россия развивается ненасильственным путем;

- в России духовные ценности преобладают над материальными;

- Петр I насильственными методами внедрял опыт, заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты;

- крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности);

- для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор;

- следует объединить всех славян под эгидой России (идея панславизма).

Славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые «сверху» под давлением общества по принципу «царю - сила власти, народу - сила мнения».

Западничество оформилось как идейное течение в работах историков, юристов и литераторов Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова, Б. Н. Чичерина, В. П. Боткина.

Основные идеи западничества:

- Россия развивается по универсальным мировым законам истории и отстает в своем развитии от западных стран;

- необходимо ликвидировать историческое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запада;

- в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию;

- важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю;

- необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;

- следует развивать образование и распространять научные знания.

Западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ «сверху».

Таким образом, российские либералы считали необходимым провести преобразования в политической и социально-экономической областях, основные же различия между славянофилами и западниками состояли в решении вопроса о путях и методах развития России.

После поражения декабристского движения в России революционно-демократическое направление получает развитие в рамках тайных кружков и обществ.

- Кружок братьев Критских (1826-1827 гг.) - 6 человек.

- Сунгуровское общество (1831) Н. Сунгуров, Я. Костянецкий и др. - 26 человек.
- «Литературное общество 11-го нумера» (1829-1832 гг.) В. Г. Белинский Студенческий кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева (1831-1834 гг.)

- Кружок Н. В. Станкевича (1831-1834 гг.). М. Бакунин, А. Боткин, К. Аксаков, А. Герцен и др.

С 40-х гг. XIX в. революционный демократизм в России становится шире по содержанию- развертывается критика не только феодального, но и буржуазного государства и права. Участники этого этапа отрицают всякий эксплуататорский строй и соединяют революционный демократизм с утопическим социализмом.

Крупнейшей организацией этого периода был кружок под руководством М. В. Буташевича-Петрашевского (1845 -1849 гг.). В его состав входили Н. А. Спешнев, А. Н. Плещеев, Ф. М. Достоевский и др. На своих собраниях они говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали произведения Ш. Фурье и других европейских социалистов. В период европейских революций 1848 г. при кружке была организована небольшая подпольная типография для распространения революционных сочинений. А уже в 1849 г. кружок был разгромлен царскими властями.

К 50-м гг. XIX в. оформляются и теоретические положения революционно-демократического течения в России. В целом, его особенностями явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма.

Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости - социализма. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.

Ярким проявлением революцинно-демократической идеологии в России стала теория «русского крестьянского социализма» (или русского общинного социализма), сформулированная в 50-е гг. XIX в. Ее основоположником выступил А. И. Герцен. Впоследствии данная теория получила развитие в трудах Н. Г. Чернышевского, Н. П. Огарева, Н. А. Добролюбова, М. А. Бакунина и др.

Основные идеи Герцена заключались в следующем:

- достижение социализма как общества равенства и справедливости;

- России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму;

- достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;

- желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Правда, одно время Герцен считал, что Россию надо «звать к топору». Но поскольку в условиях России крестьянская революция неизбежно приобретет форму разрушающего бесконтрольного бунта, то окончательный его вывод сводился к тому, что стране необходим не «топор», а лишь «метла». Герцен рассчитывал на радикальные реформы под давлением общества;

- необходимо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину;

- следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.

Практическая деятельность Герцена выразилась в издании в Лондоне газеты «Колокол», в которой он критиковал русскую действительность и обосновывал теорию «русского социализма». Эта теория стала идеологической основой крупнейшего движения второй половины XIX в. - народничества.

В 30-50-е гг. XIX в. началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России. В обществе сложилась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История общественных движений и политических партий

    Специфические черты белорусского народничества: - в отличие от России крестьянская община была распространена в определенной мере лишь в Восточной Беларуси. Поэтому народничество, основой которого являлась именно община, не было здесь самобытной, ...
    подробнее
      Основные программные требования партии: - окончательная цель - уничтожение капиталистического строя; - первоочередная задача - свержение самодержавия в России совместно с пролетариатом всех народов Российского государства; - форма будущего ...
      подробнее
        Под общественным объединением понимается совокупность равноправных граждан, добровольно объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации своих прав. На современном этапе можно выделить две основные формы объединений: - ...
        подробнее




        © 2006-2020 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com