поиск по сайту

Первые декреты Советской власти по народному образованию

После 1917 года в качестве первоочередной выдвигается проблема коренной перестройки школы, которая рассматривалась как основное орудие преобразования нового общества.

Декретом от 9 ноября 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования. Всю работу по реорганизации системы образования возглавил Народный комиссариат просвещения, созданный в 1918 году. Назначенный народным комиссаром просвещения Анатолий Васильевич Луначарский (1875— 1933), обратился с воззваниями к населению, учительству и учащимся. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи Советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, демократизация народного образования, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы. Созданный при Наркомпросе Государственный ученый совет (ГУС), включавший таких известных дореволюционных педагогов, как П. П. Блонский, А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, в 1923 году сформулировал главную идею новой педагогики: школа должна идти в своей работе от ребенка, его интересов, раскрывая постепенно окружающий мир и делая его активным участником этого мира. При этом характерно, что жесткая идеологизация мировоззрения детей в процессе обучения диссонировала с идеями детской и педагогической свободы.

11 декабря 1917 года было принято постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». В январе 1918 года были ликвидированы учебные округа, упразднены должности директоров и инспекторов народных училищ.

20 января 1918 года был принят декрет Совета народных комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести, отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию. Декрет не допускал преподавания религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы. Этим декретом устранялось влияние церкви на молодое поколение. Таким образом, школа впервые становилась подлинно светской.
Были ликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравноправность женщин в области образования (как и в других областях общественной жизни). В мае 1918 года постановлением Наркомпроса во всех учебных заведениях было введено совместное обучение учащихся обоего пола. 5 июня 1918 г. был принят декрет СНК о передаче в ведение Народного комиссариата по просвещению всех учебных и общеобразовательных учреждений и заведений. Сосредоточение всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в ведении Наркомпроса обеспечивало единство школьной реформы.

Большое значение для улучшения учебной работы школы и облегчения работы учителей имел декрет о введении новой орфографии (октябрь 1918 года), так как в старой школе много времени и сил уходило на изучение трудной орфографии в ущерб развитию речи и знакомству с классическими художественными произведениями. На I Всероссийском съезде по просвещению (25 августа - 4 сентября 1918 года) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет и II ступень — 4 года; в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История педагогики и образования

    Многие черты и особенности спартанской и афинской систем воспитания получили дальнейшее развитие в Риме, где система образования складывалась под влиянием эллинистической школьной традиции. Длительное время в римской семье сохранялись воспитательные ...
      В эпоху Возрождения, в противовес религиозным представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру, провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того, что в культуре XIV—XVI вв. центром внимания был человек, ...
        Переломным рубежом в развитии Западной Европы стали XII—XIII вв. Отделение ремесла от сельского хозяйства, рост городов, складывание централизованных государств, появление элементов нового отношения к миру и человеку — все это способствовало бурному ...
          Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым, феодальным. И хотя он был, несомненно, более прогрессивным, чем предшествовавший ему рабовладельческий, однако в основе феодального строя также лежала частная собственность ...
            На завершающем этапе раннего средневековья назрела объективная необходимость в институтах, дающих высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в ...
              Педагогическая мысль средневековой Руси XI-XV вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания, в первую очередь семейного. В XI—XII вв. появляются своеобразные руководства по семейному воспитанию, имевшие хождение среди определенной части ...
                Наиболее заметная роль в критике сословной школы и разработке новых педагогических идей принадлежит представителям движения Просвещения (последняя треть XVII — конец XVIII вв.). Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике ...
                  В XVII веке в культурной жизни Западной Европы зарождается такой уникальный феномен, как научная педагогика. В этот период она окончательно выделилась в отдельную отрасль самостоятельного научного знания и обрела характерные признаки развернутой ...
                    Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо. В его планы входило обучение крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. В 1775 году Песталоцци организовал приют для нищих и обездоленных ...
                      Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693). Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря своему воспитанию, утверждал Локк. ...
                        В XIV—XV вв. в Беларуси наблюдалось значительное развитие образования, распространение книг, оживление духовной жизни. Библиотеки и центры рукописного искусства существовали в Полоцке, Слуцке, Супрасле, Гродно, Новогрудке, Бресте и других городах. ...
                          В своих работах «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и других Гербарт отстаивал статус педагогики как самостоятельной науки, которая с помощью философии определяет воспитательные цели, а при содействии психологии — пути их ...




                          © 2006-2024 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com