поиск по сайту

Древнейшие источники болгарского права. «Закон судный людям» как памятник болгарского права


Важнейшими источниками права были обычаи, законы и законодательные сборники, договоры ханов с Византией, царские грамоты (которые устанавливали привилегии, большинство грамот датируется XIII—XIV вв.).

Самым древним и единственным дошедшим до нас законодательным памятником дохристианского периода являются «Законы хана Крума» (начало IX в.). Текст законов на греческом языке сохранился в византийском словаре второй половины X в. (так называемый «словарь Свиды»).

Согласно преданию, прежде, чем издать законы, болгарский хан допросил пленных аваров, интересуясь их мнением о причинах ослабления и гибели аварского государства. Среди прочих причин пленники назвали клеветничество, продажность судей, широкое распространение пьянства. Затем Крум объявил законы на конвенте «всех болгар», собиравшемся в особо важных случаях.

Законы были направлены на укрепление авторитета центральной власти. В стране вводилось централизованное судопроизводство. Хан приказал производить тщательное судебное разбирательство в случае любого обвинения в нарушении закона и сурово карать воров и их укрывателей, клеветников, пьяниц (для борьбы с пьянством уничтожались виноградники).
Богатым под страхом жестокой кары предписывалось давать нуждающимся (нищим) столько, сколько необходимо, чтобы впредь они не просили милостыни. Ученые полагают, что дан- пая норма косвенно свидетельствует о формировании феодальной зависимости крестьянства: хан требовал от состоятельных землевладельцев предоставлять обедневшим имущество, чтобы, став, таким образом, зависимыми крестьянами, они имели средства к существованию.

Законы Крума были обязательны для всего населения, независимо от этнических различий. Реформа ослабила влияние местной знати, смягчила правовые различия между славянами и протоболгарами и способствовала славянизации протоболгар.

После принятия христианства широкое распространение в Болгарии получили византийские законодательные сборники (Эклога, Земледельческий закон, Номоканон), которые нередко редактировались применительно к болгарским условиям. Заимствование византийского права в первую очередь отвечало интересам господствующего класса феодалов и болгарской церкви.

Византийские законодательные сборники не только непосредственно применялись в деятельности судов, но и использовались при разработке местных болгарских законов. Так, например, на основе «Эклоги» и отдельных статей «Номоканона» был составлен первый после принятия христианства письменный болгарский памятник права — «Закон судный людям» (более точное наименование — «Закон судный людем»). Известны две его редакции — Краткая (32 статьи) и Подробная (77 статей). Более древней является Краткая редакция, которая, скорее всего, была составлена во время правления князя Бориса при введении христианства в Болгарии (865 г.).

В данном правовом памятнике отсутствует четкая группировка статей по объекту правового регулирования, а нормы материального права чередуются с нормами процессуального права. В Краткой редакции «Закона судного людям» в основном содержатся нормы уголовного права. Предусматривается уголовная ответственность за язычество, половые преступления (сожительство с чужой рабыней, обольщение и изнасилование девушки, кровосмешение, двоеженство и др.), самоуправство, поджог и квалифицированные кражи (кражи во время войны, похищение вещей из священных мест; похищение свободного человека и др.).

Утверждение христианства как официальной государственной религии оказало сильное влияние на содержание «Закона судного людям». Этим в частности можно объяснить суровые наказания для язычников, а также жителей сел, где совершаются языческие обряды. Язычники продавались в рабство, их имущество продавалось, а деньги раздавались бедным. Село, где укрывались язычники, несло коллективную ответственность и со всем имуществом отдавалось церкви. За половые преступления, нарушающие христианскую мораль, устанавливались такие наказания, как членовредительство (отрезание носа), избиение, денежные штрафы. В качестве альтернативы светским наказаниям использовались церковные наказания (длительный пост на срок or 7 до 15 лет).





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История государства и права славянских народов

    В течение IX века в польских землях возникли крупные племенные союзы, объединившие ряд племенных территорий. Особое значение имели два таких центра: вислицко-краковский в Малой (южной) Польше — княжество вислян, и гнезненско- нозпаньский в Великой ...
      Одновременно с возникновением Временного правительства и подчиненных ему административных учреждений сложилась другая система органов власти — советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Обе системы действовали параллельно, дополняя друг ...
        В Польше, как и у германских народов, на смену родоплеменным отношениям пришли феодальные отношения. Однако классический феодализм, основанный на развитой частной собственности па землю, формировался на протяжении достаточно длительного ...
          Исследователи выделяют несколько периодов развития государственного строя Польши: 1) централизованной раннефеодальной монархии X—XII вв.; 2) политической раздробленности XII—XIII вв.; 3) сословной монархии XIV—XV вв; 4) шляхетской демократии ...
            К древнейшим источникам права Польши относятся обычное право и княжеское законодательство. Обычное право существовало в устной форме, а затем появились первые письменные источники. Памятником обычного права является «Польская правда», составленная ...
              В XIV—XVI вв. наряду с обычным правом большое значение приобрело королевское законодательство. Были известны различные формы королевского законодательства. Король издавал привилеи, закреплявшие различные привилегии и исключительные права сословий, ...
                В начале VI в. в Центральную Европу проникли кочевые племена аваров, которые создали на территории бывшей римской провинции Паппонии свое государство. Некоторые славянские племена попали в зависимость от пришельцев и платили им трибут (дань). В ...
                  Ещё до распада Великой Моравии на территории Чехии, которая входила в состав Моравии, начались объединительные процессы. Чешский князь Борживой как представитель рода Пржемысловичей (их резиденцией была Прага) покорил другие племена, проживавшие на ...
                    В X XI вв. в Чехии формируются феодальные отношения и устанавливаются различные формы феодальной зависимости. Чешские крестьяне (дедичи) в основном были лично свободными и владели землей на наследственном праве. До XIII в. в качестве отдельного ...
                      В X XII вв. в Чехии существовала раннефеодальная монархия, верховная власть принадлежала князю. При князе действовала рада из высшей знати, созывались феодальные (дворские) съезды. Управленческий аппарат чешского государства был построен в ...
                        В конце V — начале VI в. нашей эры славяне проникают на Балканский полуостров. В первой половине VII в. возник союз семи племен в Мезии (северо-восточная часть современной Болгарии), где славяне вели борьбу с Византией и аварами. Во второй половине ...
                          Источники права . Древнейшим памятником чешского права являются законы князя Бржетислава I (1039 г.). Во время похода в Польшу князь произнес над могилой епископа Войтеха в Гнезно ряд запретов в духе христианской морали. На основе законов началось ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com