поиск по сайту

Концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе

В историко-педагогической науке сложилось несколько концепций происхождения воспитания в человеческом обществе. Сторонники эволюционно-биологической концепции (Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к выводу о том, что единственная основа воспитания - инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Сторонники психологической концепции (П. Монро и др.) считают, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим. В основе социально-экономической концепции лежит утверждение о том, что основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека. Концепция антропосоциогенеза органически соединяет в себе три предыдущие концепции.

На самых ранних ступенях развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.
Начало становления воспитания как общественного явления было связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Эта передача носила объективный характер и реализовалась на практике как подготовка молодежи к взрослой жизни. В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять излука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших.

Первой формой педагогической культуры, существовавшей в первобытном обществе, была народная педагогика, включавшая простые педагогические представления, взгляды, идеи, которые наиболее полно проявлялись в трудовой деятельности, в традициях, ритуалах, обычаях, играх, праздниках, устной народной молве, общественно-коллективном и семейно-родовом укладе жизни. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять- одиннадцать лет). Самые младшие мальчики и девочки воспитывались под присмотром женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. Дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и другим видам трудовой деятельности. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства. В раннюю первобытную эпоху воспитательное воздействие было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили формы и методы воспитания. Чаще стали применяться физические наказания. Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания «общественного» человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия.

В условиях матриархата до 7—8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте — раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи — для бедных и для состоятельных членов общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10—15 лет, проходили инициацию — процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История педагогики и образования

    Университеты являются первыми высшими учебными заведениями в мире. Их прообразами можно считать знаменитые образовательные центры античности: пифагорейский союз, академию Платона, лицей Аристотеля, Александрийский мусейон с богатейшей библиотекой. В ...
      Наиболее ярким представителем педагогики «нового воспитания» был французский педагог Селестьен Френе (1896-1966), основатель и лидер Международной федерации сторонников новой школы. Большую часть своей жизни педагог-практик посвятил так называемой ...
        Приверженцев свободного воспитания объединял призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта. Манифестом свободного ...
          Большинство представителей реформаторских течений в зарубежной педагогике конца XIX - начала XX в. причисляли себя к сторонникам «трудовой школы». Они постарались решить задачу подготовки политехнически грамотного работника, способного быстро менять ...
            Педагогика прагматизма, или прогрессивизма, получила особое развитие в США. Ее лидером является американский философ, социолог, психолог, педагог Джон Дьюи (1859-1952). Основными чертами его научной теории были педоцентризм, опора в обучении на ...
              К концу XIX - началу XX в. в странах Западной Европы и США наметился интенсивный рост промышленности, усилилась конкуренция между империалистическими державами. «Школа учебы», педагогическая триада которой включала строгую дисциплину, классическое ...
                У истоков образования в Канаде стояла церковь, первыми учителями были священники. На средства церкви в 1789 г. было открыто первое высшее учебное заведение страны - университет королевского колледжа в Уинсоре. Затем появились светские частные ...
                  В России университетское образование появилось относительно поздно - в XVIII — XIX вв. Начало было положено Петром I открытием в 1724 г. Санкт-Петербургского университета. В 1755 г. по указу Елизаветы последовало создание Московского университета; в ...
                    Современная система университетского образования США включает три типа университетов: классический, многопрофильный и исследовательский. Классический университет продолжает гумбольдтовские традиции высшего образования, сочетая обучение студентов и ...
                      Ключевым фактором процветания страны стало образование, которое максимально приближено к потребностям экономики и отвечает социальным запросам населения. В XX в. в Японии осуществлены три реформы образования, и его современная структура воплощает ...
                        Несмотря на то что образование на территории современной Германии стало развиваться позже других европейских стран, уже с XVI в. здесь начинают создаваться университеты, и процесс этот идет довольно активно и широко. К первым университетам можно ...
                          Университетское образование появилось в Испании в XII в. В 1179 г. королевским указом были ассигнованы средства из казны на расширение церковной школы г. Саламанка, которая позднее (точная дата неизвестна) была реорганизована в университет. В XIII ...




                          © 2006-2024 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com