поиск по сайту

Мировоззрение средневекового Китая и Индии


В мировоззрении средневековых китайцев были причудливо слиты элементы трех религий — конфуцианства, буддизма, даосизма. И если в представлениях о Вселенной, окружающей природе преобладали буддийские, то в восприятии отношений в обществе господствовали конфуцианские и даосские идеи. Для средневекового китайца (в отличие, например, от мусульманина или христианина) забота о бессмертии не была главной. Согласно даосскому учению, здесь мало что зависело от личных усилий человека, великими бессмертными могли стать и мудрый философ, и нищий, и юродивый, причем это обычно происходило неожиданно как для самих бессмертных, так и для окружающих. Главной была забота о земной жизни, при этом не столько о ее материальной стороне, сколько о нравственной, общественной.

Конфуцианцы веками убеждали китайцев, что вся мудрость уже познана их мудрецами, и они сформулировали единственно истинные правила жизни людей. Те, кто не живет по этим правилам, — варвары, т.е. это все остальные народы, которые живут за пределами империи, во главе которой стоит император как посредник между небом и землей. Познание абсолютной истины означало, что созданные на ее основе правила жизни — вечные и изменить их нельзя. Всякое отступление от них — отступление от истины. Такое мировосприятие делало застывшими, неизменными отношения в китайском обществе в течение многих столетий.

Установленные правила жизни людей внешне были оформлены как ритуал, церемонии. Вся жизнь человека была подчинена сложной системе церемоний. Они охватывали и основные события в жизни человека, как, например, рождение, брак, смерть, и отношения одного человека к другому, особенно между низшими и высшими по рангу в обществе и т.д. Регламентировалось при этом все — кто, кому и сколько должен совершить поклонов, какими должны быть жесты, мимика, тон разговора. Регламентировались даже одежда, тип жилища для разных слоев и рангов общества. Все это подавляло человеческую индивидуальность, заставляло человека автоматически исполнять многочисленные церемониальные нормы, установленные для него. В основе этой сложной ритуальной системы лежало конфуцианское учение о долге, о необходимости безоговорочного подчинения младшего старшему, простого человека чиновнику, чиновников — императору. Согласно этому учению, например, в китайской семье дети безоговорочно слушались старших. Если возникал вопрос о браке, невесту или жениха детям выбирали родители — интересоваться, любят ли их дети друг друга, было неслыханным делом, ибо дети обязаны во всем подчиняться родителям. Как пример сыновнего почтения приводился рассказ о мальчике, которого за ночь искусали комары, но он даже не пошевелился, чтобы не разбудить отца.

В средневековой Индии разделение общества на касты было освящено индуизмом. В бесконечной цепи рождений, смертей и нового воплощения на Земле человек должен был руководствоваться обязанностью выполнять правила своей касты. Если он выполняет их должным образом, то в своей следующей жизни может оказаться в более высокой касте, если плохо, в низшей касте, а то и в образе животного. От принадлежности к определенной касте зависели права человека, его поведение, определялось даже то, какую одежду и украшения могут носить люди той или иной касты.




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Ещё из раздела История Средневековья

    Основными элементами политической организации германского племени в период перехода от военной демократии к государству были следующие: 1) народное собрание и полноправие всех свободных членов племени, способных держать в руках оружие, для решения ...
    подробнее
      В X — XI вв. завершился переход бенефиция в феод (фьеф, лен) — наследственное земельное владение, предоставляемое за выполнение воинской или административной службы. Человек, дававший феод, назывался сеньором, получивший — вассалом. Церемония ...
      подробнее
        В течение первых полутора столетий социальная структура общества была двойственной. Коренные жители, бывшие римские граждане, жили по законам уже не существующего государства, сохраняли свои социальные и частично политические (на уровне местного ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com