поиск по сайту

Православная церковь в Византии


Византийская цивилизация — одна из наиболее самобытных и ярких цивилизаций средневекового восточного христианства — сформировалась в результате органичного синтеза античных традиций (греческой культуры и римской государственно-правовой практики) и православного варианта христианского вероисповедания.

Православная церковь организационно оформилась на территории Восточной Римской империи и Византии на протяжении IV — V вв. До 1054 г. вместе с католической она составляла единую христианскую церковь.

Вместе с тем между западным и восточным вариантами христианства существовали значительные расхождения в догматике и культовой практике. Одним из принципиальных отличий можно считать подход к вопросу о спасении души человека. Если католики основывались на восходящем к III в. тезисе Киприана о том, что «вне церкви нет спасения», то православные христиане решающую роль отводили индивидуальной молитве человека. В 1351 г. Влахернский собор признал практику сосредоточенной молитвы («умного делания») официальной православной доктриной.

Общее руководство делами православной церкви в Византии осуществлял император. Это было связано с концепцией диархии. Под данным термином понималось неразрывное единство светской и духовной власти. Император назначал и смещал церковных иерархов, созывал соборы и утверждал их постановления, имел право на толкование вопросов вероучения.

Текущие дела церкви контролировались четырьмя патриархами: константинопольским, александрийским, антиохийским и иерусалимским. Хотя все вопросы решались ими коллегиально (соборно), номинально первенство принадлежало патриарху Константинополя, имевшему титул вселенского.
В экономическом плане церковь, как и другие византийские политические институты, была полностью зависима от государства. Постоянный сбор в ее пользу появился только в X в., но он был несравнимо меньшим, чем западноевропейская десятина.

Прямая зависимость церкви от государства в XIII — XIV вв. привела к возникновению практики уний с католиками — Лионская (1274), Флорентийская (1439), отражавшая стремление императоров обрести в лице Западной Европы союзника по борьбе с турецкой агрессией. Однако эти стремления православного духовенства поддержки не получили и практических последствий не имели.

После гибели Византийской империи возникли самоуправляющиеся (автокефальные) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, сохранившие общую систему вероучения и культовую практику.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела История Средневековья

    Основным эмоциональным чувством, пронизывавшим практически всю историю западноевропейской средневековой цивилизации, можно считать чувство неуверенности людей. «Чувство неуверенности, — пишет Жак Ke Гофф в своей «Цивилизации средневекового Запада», ...
    подробнее
      Система образования. В период раннего Средневековья потребность западноевропейского общества в образованных людях была минимальной. Церковь и государственный аппарат грамотными кадрами в полном объеме обеспечивали монастырские и епископские школы. ...
      подробнее
        История Византийской империи, возникшей на месте Восточной Римской империи, делится на три периода: IV — VII вв., вторая половина VII — начало XIII в., начало XIII — середина XIV в. Ранняя Византия типологически может рассматриваться как ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com