поиск по сайту

Византийский феодализм


После трагедии 1204 г. (захват крестоносцами Константинополя) центр византийской государственности переместился на северо-запад Малой Азии, где возникла Никейская империя. Внешняя угроза, исходившая со стороны созданной крестоносцами Латинской империи (Романии), значительно укрепила централизаторские тенденции в государстве: исчез институт соправительства, исполнительная власть перешла под непосредственный контроль императора, основой армии стали наемные отряды, размеры проний ограничивались, борьба динатов за превращение последних в наследственные владения приостановилась.

В итоге после разгрома в 1261 г. Романии и восстановления Византийской империи были созданы благоприятные условия для формирования феодального общества.

Во-первых, на территорию Латинской империи крестоносцами были перенесены основные социально-экономические структуры, характерные для западноевропейского феодализма (оммаж, инвеститура) и установлены вассальноленные отношения по западному образцу, причем нововведения были положительно восприняты и частью местной знати.

Во-вторых, начиная борьбу против Романии никейский император Михаил VIII Палеолог (1259 — 1282) обещал динатам увеличить размеры проний и превратить их в наследственные владения.
Взаимодействие отмеченных факторов привело к становлению византийского феодализма. Пронин превращаются в наследственные вотчины, типологически схожие с западноевропейскими феодами, экскуссия начинает включать в себя ряд дополнительных полномочий, судебных и административных, по отношению к крестьянскому населению вотчины, что сближает ее с западноевропейскими иммуными округами. Община все больше подпадает под контроль динатов, присвоивших себе право присвоения вымороченных наделов (аналог западноевропейского «права мертвой руки»).

При этом, однако, на территории Византии так и не сформировалась в законченном виде феодальная иерархия, что сближает византийский феодализм с ранними формами западноевропейского.

Особенностью византийского варианта феодализма было также сохранение государственных налогов, которые взимались со всех категорий крестьянства — и общинников, и государственных, и частновладельческих, что сближает его с поздними формами западноевропейского феодального общества.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История Средневековья

    В античном христианстве в церкви не существовало примата (от лат. primus — первый, главный) какого-либо одного епископа. В то время церковь представляла собой, скорее всего, конфедерацию епископов. При этом имели место попытки глав римской церкви ...
      В средние века церковь в Европе непосредственно включилась в процесс феодализации. Церкви и монастырям принадлежало огромное количество земли. По подсчетам ряда исследователей, в раннем Средневековье в Западной Европе третья часть обрабатываемой ...
        На фоне общего упадка культуры в западноевропейском раннем Средневековье церкви, с течением времени и монастыри являлись очагами культуры. Духовенство и монашество были наиболее образованным слоем общества. При монастырях и резиденциях епископов ...




        © 2006-2021 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com