поиск по сайту

Языческие религии древности


Языческие религии древности  Религию древности называют общинной или племенной, в отечественной литературе — языческой. В древности все люди без исключения были верующими. Поэтому религия, храм, обряд, жречество играли огромную роль в жизни древневосточного и античного общества. В языческой религии отсутствует обязательная для всех верующих система взглядов, т.е. вероучение. На первом месте в этой религии находится культ, который представляет собой совокупность обрядов. Обряды же рассматривались населением общины как важнейшее средство обеспечения ее процветания и благополучия.

Профессиональные исполнители обрядов — жрецы — с самого начала цивилизации стали играть важную роль в общественной жизни. В ранних государствах они выполняли светские властные функции, а также были хранителями общественно-полезных знаний.

Политеизм, или многобожие, — еще одна характерная черта языческих религий. А это значит, что в рамках каждой отдельной общины существовало множество культов местных богов. Они были покровителями конкретной общины, и сфера влияния этих богов ограничивалась территорией, занимаемой данным племенем. В каждом греческом полисе почитался свой собственный бог: Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Асклепий — в Эпидавре. С возникновением в каком- нибудь регионе этнокультурной общности происходило объединение всех богов в единый пантеон. Постепенно в пантеоне выделялось несколько главных богов, почитавшихся уже в рамках всего государства. Причем сила и значение каждого бога зависели от политического и экономического значения той округи, в которой этот бог первоначально почитался. Боги столичных городов и тех округов, из которых происходили сами правители, постепенно приобретали общегосударственные масштабы.

Языческий храм был не местом молитвенных собраний верующих, как в христианской церкви, а жилищем бога. В облике идола (истукана) бог находился внутри храма и доступ к нему имел только узкий круг лиц, прежде всего жрецы. Истукан обычно имел человеческий облик (хотя это мог быть и какой-то предмет, например камень) и был изготовлен с использованием разных материалов — металла, дерева, камня, слоновой кости. Жрецы одевали, кормили и купали статую бога, подносили ей дары.
Постепенно в храме главного бога накапливались огромные богатства и он превращался в главную сокровищницу всей полисной общины. Подношения богу обычно происходили у входа в храм, на площади, где чаще всего и устанавливался жертвенный алтарь. Алтарь представлял собой земляную, а чаще каменную глыбу, на которой разводился священный огонь. Здесь убивали животных и жарили их мясо, принесенное в жертву богам. Участие в храмовых жертвоприношениях создавало почти единственную возможность мясного питания для населения в эпоху древности.

Ни у греков, ни у римлян не было священного писания и единого религиозного центра. У греков отсутствовала и профессиональная жреческая каста.

Римляне же имели в структуре магистратур специальные жреческие коллегии. Самой важной из них была коллегия понтификов. Понтифики вели календарь, устанавливали общерелигиозные предписания, т.е. разрабатывали религиозное, сакральное право. В ведении фециалов (от лат. fetiales — вестники) находились вопросы внешней политики. Они являлись также создателями норм международного права. Важное политическое значение имела и коллегия авгуров — предсказателей, которые истолковывали атмосферные явления (гром, молнию), полет птиц, необычное поведение жертвенных животных. Коллегия шести весталок служила у алтаря богини Весты — покровительницы не только домашнего очага, но и всей римской общины. Весталки поддерживали в храме Весты негасимый священный огонь, символизировавший единство и благополучие Римского государства.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История Античности

    В полисном государстве не существовало организованного, приносившего постоянный доход государственного хозяйства. Отсутствовало и прямое налогообложение граждан. Чрезвычайный налог на военные нужды (эйсфора в Афинах) вводился как единовременная ...
      Равновесие двух сильнейших в Греции военно-политических союзов — Афинской симмахии и Пелопоннесской лиги было вскоре нарушено. Между ними произошла целая серия войн (они объединены общим названием — Пелопоннесская война) за господство в Греции. ...
        Александр Македонский (годы правления: 336 — 323 гг. до н.э.) — один из самых известных полководцев и политиков древности. События достаточно короткого периода его правления определили историческое развитие большинства стран древности на несколько ...
          В самом конце VI в. до н.э. царская власть в Риме была свергнута. Римляне постановили, что управление отныне должно быть общественным делом (республика — от лат. res — дело и publica — общественное). Первые два столетия истории Римской республики (V ...
            Христианство зародилось в I в. н.э. на востоке Римской империи в Палестине. Основателем новой религии был Иисус, уроженец Галилеи (область на севере Палестины). В 6 г. н.э. император Октавиан Август окончательно превратил Иудею в римскую провинцию, ...
              Римская гражданская община (civitas) имела республиканскую форму правления. Ее структурными элементами были народное собрание (комиции), совет старейшин (сенат) и выборные должностные лица (магистраты). Высшим законодательным и избирательным органом ...
                В организации управления провинциями римляне повторили опыт подчинения Италии: они заключали с зависимыми правителями неравные договоры. Провинциальное население облагалось налогами, часть завоеванных земель обращалась в общественное поле. Колонии ...
                  На V — первую половину III в. до н.э. выпадает множество войн Рима с италийскими племенами и народностями, живущими на Апеннинском полуострове. Целью этих войн было установление гегемонии римлян в данном регионе и захват земель. Заключая союзы с ...
                    Подчинив страны Западного и Восточного Средиземноморья, Рим создал последнюю и наиболее крупную в древности мировую империю. Ее нередко называют Средиземноморской державой, поскольку она включала в свой состав все европейские, азиатские и ...
                      Город Рим, на базе которого сформировалось римское государство, возник путем слияния (от греч. synoikismos — объединение) нескольких племенных поселений, среди которых древние авторы упоминают латинян и сабиян. Эти и другие индоевропейские племена, ...
                        В эпоху империи было достигнуто максимальное для древности объединение как античных центров, так и соседних с ними племен. Со II в. в племенном мире Средней и Юго-Восточной Европы стали складываться племенные союзы. На Рейне это были союзы франков и ...
                          Преодолев политический кризис и гражданские смуты, Рим вступил на путь создания монархии. Поскольку традиции республиканской формы правления были еще сильны в Риме, формирующаяся монархия вынуждена была сохранять республиканские институты. Первых ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com