поиск по сайту

Политическое развитие Греции в архаический период (VIII - VI вв. до н. э.)


Политическое развитие Греции в архаический период (VIII - VI вв. до н. э.)
Достигнутый греками технический и экономический прогресс сказался на социальных отношениях. Спартанцу Аристодему принадлежит крылатая фраза: «Деньги делают человека». Действительно, оболы и драхмы резко ускорили процесс имущественного расслоения. Во-первых, стали покупаться и продаваться сами деньги, т.е. возникло ростовщичество, а за ним и долговое рабство. Не имевший денег должник совершал с кредитором сделку самозаклада. Во-вторых, сделки купли-продажи распространялись и на землю, которую состоятельные люди стали скупать у обедневших сограждан. В-третьих, деньги начинают выступать не только как эквивалент стоимости, но и как мерило социальной ценности человека: место гражданина в обществе определялось в зависимости от его дохода. Знатность и родовитость не имели больше решающего значения. Начался процесс обнищания и разорения рядовых крестьян-общинников, многие из которых превращались в рабов-должников.

Что же касается разбогатевших в ремесле и торговле горожан, то они были богаты, но политически бесправны. Вся полнота власти находилась в руках старинной родовой знати, представители которой заседали в советах, творили суд и толковали законы. Социальное противостояние вызвало широкое народное движение, объединившее под своими лозунгами как городскую и сельскую бедноту, так и зажиточных крестьян, купцов и ремесленников. Все эти незнатные люди назывались в Древней Греции демосом. Беднейшая часть демоса выдвигала лозунги передела земли и отмены долгов. Богатое, но бесправное сословие горожан требовало равенства всех граждан перед законом и передачи власти демосу (демократия означает «власть демоса», от греч. demos и kratos — власть народа). Возглавили демократическое движение выходцы из обедневших аристократических семей. Это были достаточно образованные и предприимчивые политические деятели. Они и стали инициаторами проведения реформ. Одним из них был Солон, назначенный в начале VI в. до н.э. главой афинского полиса, переживавшего в это время затяжной экономический и политический кризис. Солон осуществил разовое сложение долгов и связанный с этим частичный передел земли — крестьянам были возвращены заложенные за долги участки. Навсегда запрещалось долговое рабство для афинских граждан, а проданные в рабство были выкуплены за общественный счет.

Со времени Солона объем политических прав стал зависеть не от знатности, а от размера имущества. Все население Аттики законодатель разделил на четыре имущественных разряда. Первых три имели доступ к государственным должностям. Феты, представители четвертого, самого низкого имущественного разряда, сохранили лишь право участвовать в народном собрании и в суде присяжных. Греки причислили Солона к семи мудрецам. В период острой политической борьбы в отдельных городах произошли перевороты, закончившиеся установлением режима единоличной власти, или тираний (тиран означает «единоличный властитель»). В отличие от наследственной царской власти в странах Ближнего Востока греческие тираны устанавливали власть силой и вершили дела по своему произволу. Желая расширить социальную базу своей власти, они покровительствовали развитию ремесла и торговли, изобразительного искусства и поэзии. Коринф, Афины, Самос и Милет под властью тиранов стали процветающими полисами. В конце концов греки изгнали тиранов, а наиболее жестоких из них казнили.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Позвонить:

Ещё из раздела История Античности

    Примером демократического полиса являются Афины (центр области Аттика в Средней Греции), олигархического — Спарта. Афинский полис представлял собой общество и государство, в котором были хорошо развиты ремесло, торговля и товарно-денежные отношения. ...
    подробнее
      На рубеже 3 — 2-го тыс. до н.э. критяне первыми в Европе создали несколько раннегосударственных центров, одним из которых был Кносс. По имени его легендарного правителя Миноса эта культура называется минойской. Вся жизнь ранних государств Крита была ...
      подробнее
        Религию древности называют общинной или племенной, в отечественной литературе — языческой. В древности все люди без исключения были верующими. Поэтому религия, храм, обряд, жречество играли огромную роль в жизни древневосточного и античного ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com