поиск по сайту

Смысл жизни как нравственная ценность


Проблема смысла жизни — одна из самых сложных «вечных» проблем философии и этики. Этический аспект ее рассмотрения связан с выявлением такого стратегического основания человеческого бытия, который способен придавать этому бытию статус положительной нрав- ственной значимости. Главные параметры изучения смысла жизни (как проблемы, категории и одной из высших стратегических нравственный ценностей в сфере этического знания) могут быть представлены следующим образом.

Традиции и исследования проблемы смысла жизни в истории этики: имманентная и трансцендентная. Условность четкого обозначения этих тенденций, возможность их переплетения, взаимосвязи. Имманентная традиция ориентирована на выявление смысла, внутренне присущего реальному, земному человеческому бытию. Реализовывалась преимущественно в лоне натуралистического направления (эвдемонистическая, гедонистическая, утилитаристская установки), порождая, в этом случае, «натуралистическую ошибку». Направленность смысложизненного поиска: от сущего к должному, от внутреннего к внешнему, от личного к общественному. Трансцендентная традиция предполагала поиск смысла человеческой жизни за ее земными, эмпирическими пределами. Реализовывалась преимущественно в ригористическом направлении, особенно в религиозной этике. Направленность смысложизненного поиска: от должного к сущему, от некоей высшей абсолютной сущности к индивидуальному существованию. Смысл жизни в истории этики рассматривался также через призму оптимистического либо пессимистического восприятия ценности человеческого бытия.

Понятийное поле проблемы смысла жизни может быть очень широким, но при специальном анализе преимущественно определяется такими понятиями, как цель, ценность, идеал. Возможное теоретическое (более универсальное, чем любое эмпирическое) определение: смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, иитериоризируется и представляется как социально значимая.

Структурирование смысложизненной проблемы может осуществляться различными способами, например, косвенно (соотнесение проблемы смысла жизни с другими этическими проблемами, в первую очередь, с проблемами добра и зла, свободы, счастья) или непосредственно, «внутри» самой проблемы (характеристика той высшей ценности, стремление к которой делает жизнь человека осмысленной; выяснение особенностей выбора человеком этой стратегической ценности; анализ возможностей реализации ее в действительности). Особое значение в смысложизненной проблематике имеют проблемы смерти и бессмертия, поскольку особенности их осмысления определяют главные содержательные параметры смысложизненеого поиска.
Реализация смысла жизни чрезвычайно сложна и определяется множеством внешних и внутренних факторов (наличием осознанной смысложизненной ориентации, ее содержанием и нравственной значимостью, социокультурными обстоятельствами жизни, способностью личности к серьезным волевым усилиям и т.д.). Регулятивное значение смысла жизни: «смысл смысла жизни в том, что он направляет ход бытия» (В.Франкл). Теоретический и практический способы ответа на вопрос о смысле жизни. Нравственные последствия невозможности нахождения смысла жизни или смыслоутраты.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Этика

    В своих поисках истины киники и киренаики отправляются от учения Сократа о счастье. Общей для них являются также исходная индивидуалистическая установка, попытка интерпретировать мораль с позиции субъективизма, однако выводы, к которым они приходят, ...
    подробнее
      Учение Платона (427-347 гг. до н.э.) — первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективно-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставил перед собой задачу определения общих ...
      подробнее
        В творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) античная тика достигла своего высшего развития, что вряд ли было бы возможно, если бы ученик не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу служения истине («Хотя Платон и истина мне дороги, ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com