поиск по сайту

Полярные категории этики

Смысловое поле проблемы добра и зла чрезвычайно обширное, в систематизированном виде может выглядеть следующим образом.

Проблема определения добра и зла. Сложности выработки общезначимого определения понятия добра связаны со следующими наиболее значимыми обстоятельствами: универсальная применимость этого понятия, абстрактность, сопряженность с релятивностьюиндивидуальных представлений, невозможность полноценного эмпирического выявления. Добро и зло как наиболее общие этические категории используются для обозначения нравственно-положительного и нравственно-отрицательного в жизнедеятельности людей. Добро и благо* (добро — моральное благо).

Добро и зло в истории этики. Различные варианты анализа добра и зла в натуралистической и ригористической традициях. Специальный анализ различных интерпретаций добра, осуществленный Дж. Муром («Принципы этики»), привел его к выводу: добро теоретически неопределимо и выявляется интуитивно. Такая позиция под разными углами зрения активно исследуется в этике до настоящего времени.

Диалектика добра и зла. Абсолютность и относительность добра и зла, их единство и противоположность. Социокультурные параметры добра и зла, определяющие их содержательные контексты. Проблема критерия различения добра и зла (соотнесенность со смыслом морали; значение «золотого правила»; интуитивное восприятие). Трудности практического различения добра и зла: релятивизм реальных нравственных представлений; отсутствие конкретного критерия, «написанного» морального законодательства, контролирующих инстанций; сложность и неоднозначность жизненных коллизий и др. Феномен персонификации добра и зла: от древности до современности (причины, виды, последствия). Проблема борьбы со злом - многоликость морального зла, его причины, способы противостояния злу, возможность/ невозможность морального оправдания «грязных» средств в борьбе со злом).
На уровне категорий справедливость и несправедливость моральная оценка несколько корректируется (по сравнению с уровнем добра и зла), выражая соотношение нескольких явлений в их единстве (права — обязанности, поступки — воздаяние, преступление — наказание).
Понятие справедливости. Общий смысл справедливости — выражение меры равенства и неравенства между людьми. Уточнение этой идеи Дж. Ролзом (« Теория справедливости») с помощью двух принципов:
1) «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других»;

2) «социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они:

а) были к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших
б) и делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей».

Справедливость как этическая категория. Взаимосвязь социальной и моральной справедливости/несправедливости. Моральная справедливость как выражение равенства топей перед моральным законом и воздаяния за реальные поступки. Идея Аристотеля о формах справедливости: уравнивающей (распределение благ, почестей и пр. без учета достоинства лиц) и распределительной (распределение благ и пр. с учетом достоинства лиц). Возможности этической интерпретации этой идеи. Значение идеи Платона о том, что лучше переносить несправедливость, чем творить ее самому. Проблема противостояния несправедливости.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Этика

    Периодизация и культурные события: • Эпоха Шаи -Ин ь (XVIII—XII вв. до н.э.) — культ предков, первостепенное значение бога Шанди (великого первопредка китайского народа), развитие практики гадания, оформление ритуализма. • Эпоха Чжоу (XI-III вв. до ...
      Применительно к культуре Древней Индии периодизация и датировка носят условный характер в силу ряда особенностей («хронологический хаос», отсутствие летописей и единой системы летоисчисления, смешение реальных фактов и мифологических представлений и ...
        Античная философия является «школой философского мышления для всех последующих времен» (В.Ф. Асмус), поскольку в се многообразных формах «уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений» (К. Маркс). То же ...
          Промежуточный этап между предэтикой и зрелыми формами этического сознания Древней Греции представлен учением софистов (V в. до н.э.), знаменующим собой своеобразный период сомнения в предмете этики, т.е. отрицания морали как чего-то безусловного и ...
            «Отец» античной этики Сократ (469—399 до н.э.) в определенном смысле абсолютизировал мораль, полагая ее в качестве фундамента достойной жизни. Сложность реконструкции этической позиции Сократа связана с отсутствием его письменного наследия, однако ...
              В своих поисках истины киники и киренаики отправляются от учения Сократа о счастье. Общей для них являются также исходная индивидуалистическая установка, попытка интерпретировать мораль с позиции субъективизма, однако выводы, к которым они приходят, ...
                Учение Платона (427-347 гг. до н.э.) — первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективно-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставил перед собой задачу определения общих ...
                  В творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) античная тика достигла своего высшего развития, что вряд ли было бы возможно, если бы ученик не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу служения истине («Хотя Платон и истина мне дороги, ...
                    Основные ориентации этического сознания эпохи Средневековья: - теоцентризм (идея бога как морального абсолюта); супранатурализм; - антирационализм (приоритет веры над разумом); трансцендентное понимание смысла жизни; - ригоризм (христианская мораль ...
                      В эпоху эллинизма, когда кризис античной цивилизации обнаружился достаточно явно, этическая мысль существенно переориентируется. В неустойчивом, разрушающемся социальном пространстве государство более не воспринимается в качестве надежной точки ...
                        А врелий Августин , называемый Блаженным (354-430 гг.) — представитель патристики. Основные этические идеи: бог — единственный источник и критерий морали; предопределенность человеческой судьбы божественной благодатью и изначальной человеческой ...
                          В эпоху Возрождения европейское этическое сознание начинает переориентироваться в контексте нового социокультурного фона и, постепенно освобождаясь от диктата христианской догматики, намечает модели «правильной жизни», во многом созвучные античным ...




                          © 2006-2024 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com