поиск по сайту

Этические представления русских революционных демократов


Русские революционные демократы (В.Г. Белинский, Д.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский) не ставили перед собой задачи создания целостной этической концепции. Их этические представления, подчиненные целям общественно-политического характера, растворены в литературе, которую нельзя назвать специально этической, т.е. в художественных, публицистических, философских произведениях.

Выбирая (на «зрелом» этапе своей творческой эволюции) в качестве своих идейных предшественников французских материалистов XVIII века, русские демократы часто и свою этическую позицию называли теорией «разумного эгоизма». Однако содержательные контексты этой теории иные: «разумный эгоизм» понимается как сознательное и бескорыстное согласование личного интереса с общим, причем содержание последнего интерпретируется в более конкретном контексте, применительно к реалиям российской действительности. Полезность, о которой идет речь у русских демократов, трактуется не в собственно утилитаристском смысле слова, а как свободно избираемое служение народу. Такое сущностное изменение принципа «разумного эгоизма» детерминировано иными (по сравнению с творчеством французских материалистов) социокультурными обстоятельствами, осознанным отказом русских мыслителей от абстрактно-теоретического подхода к морали.

Ориентация на конкретные практические задачи позволила русским революционным демократам высказать немало плодотворных идей относительно природы морали и се проявлений. Так, например, ими была поставлена проблема зависимости морали от общественной среды и особенностей исторического процесса, намечена одна из возможных позиций по вопросу о статусе социальных революций в развитии нравственности.

Представляют интерес и идеи более частного характера, связанные с нравственным осуждением крепостничества, самодержавия, вообще любых форм эксплуатации; утверждением значимости мотивации в нравственной деятельности; критикой мещанской морали; интерпретацией долга как внутренней потребности человека; разработкой принципов морали (гуманизм, патриотизм).
Наследие революционных демократов вызвало в дальнейшем широкий резонанс не только в области идей (от неприятия, резкой критики до одобрения и своеобразного «сращивания» с марксистской идеологией), по и в сфере практической жизни российского общества (в контексте, например, распространения нравственных ориентаций революционно-преобразовательного типа). Что же касается созидания специальных этических систем, теоретических моделей «практической философии», то этот процесс осуществлялся преимущественно в рамках идеалистического потока русской этической мысли.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Этика

    Периодизация и культурные события: • Эпоха Шаи -Ин ь (XVIII—XII вв. до н.э.) — культ предков, первостепенное значение бога Шанди (великого первопредка китайского народа), развитие практики гадания, оформление ритуализма. • Эпоха Чжоу (XI-III вв. до ...
      Применительно к культуре Древней Индии периодизация и датировка носят условный характер в силу ряда особенностей («хронологический хаос», отсутствие летописей и единой системы летоисчисления, смешение реальных фактов и мифологических представлений и ...
        Античная философия является «школой философского мышления для всех последующих времен» (В.Ф. Асмус), поскольку в се многообразных формах «уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений» (К. Маркс). То же ...




        © 2006-2022 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com