поиск по сайту

Становление античной этики


Античная философия является «школой философского мышления для всех последующих времен» (В.Ф. Асмус), поскольку в се многообразных формах «уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений» (К. Маркс). То же самое можно с полным основанием отнести к этике, так как именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса.

На фоне древневосточных нравоучений особенно очевидна специфика этических размышлений античных мудрецов, главными ориентирами которых можно считать гуманизм, рационализм, преимущественна натуралистическую установку, гармоническое восприятие мира (единство истины, добра и красоты). Иной, по сравнению с Востоком, социокультурный фон; отсутствие принудительности единой традиции, обычно нивелирующей индивидуальное творческое начало; другая субординация элементов предфилософского комплекса (примат естествознания), все это предопределило ярко выраженный личностный характер древнегреческого философствования, преобладание в нем понятийно-аналитического стиля мышления, интенсивное развитие которого привело не только к систематизации нравственных представлений и появлению развитых теорий морали, но и к вычленению этики в качестве особой, самостоятельной сферы знания. Контуры этой сферы очерчены содержательным пространством вопроса о «правильной жизни», а ее центром является человек — «мера всех вещей».

Условная периодизация античной этики может выглядеть следующим образом: пред- этика (до V в. до н.э.), в которой выработаны обобщения, необходимые для становления этического сознания; период «сомнения» в истинности главных ориентиров предыдущих представлений; период «гармонии», где главной является интенция гармонического объединения общего и индивидуального в моральном бытии (Сократ, Платон, Аристотель); период «дисгармонии», ориентированный на приоритет индивидуального (Эпикур, стоицизм).

Основное направление развития античной этики связано с переходом от провозглашения власти всеобщего над человеком («семь мудрецов»: Фалес, Солон, Периандр, Виант, Питтак и др.) к идее единства индивида и государства, предполагающей обоснование самоценности человека (софисты, Сократ, Платон, Аристотель), и, наконец, к противопоставлению человека миру социального бытия, выработке рецептов для ухода в свой собственный, внутренний мир (эпикуреизм, стоицизм).


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела Этика

    В отличие от других видов знания, имеющих дело с объектами частного характера по отношению к человеческой судьбе, этику в определенном смысле можно считать знанием универсальным, т.е. необходимым любому человеку вне зависимости от его частных (тоже ...
    подробнее
      Периодизация и культурные события: • Эпоха Шаи -Ин ь (XVIII—XII вв. до н.э.) — культ предков, первостепенное значение бога Шанди (великого первопредка китайского народа), развитие практики гадания, оформление ритуализма. • Эпоха Чжоу (XI-III вв. до ...
      подробнее
        Применительно к культуре Древней Индии периодизация и датировка носят условный характер в силу ряда особенностей («хронологический хаос», отсутствие летописей и единой системы летоисчисления, смешение реальных фактов и мифологических представлений и ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com