поиск по сайту

Методологические проблемы истории этики. Классификация основных этических направлений


История этических учений чрезвычайно многообразна. Для изучения ее основных проявлений можно воспользоваться следующей информацией систематизирующего характера.

Возникновение развитых форм этического знания связывают с серединой 1 тысячелетия до н.э. и с тремя культурными регионами (Индия, Китай, Греция). Предэтика (несистематизированные, полуинтуитивные моральные представления) значительно старше по возрасту: самые древние источники Шумеро-аккадской и Египетской культур относятся к IV—111 тысячелетиям до н.э.

Классификацию основных направлений в истории этики можно представить следующим образом. Натуралистическая традиция, выводящая мораль из природы человека, распадается на ряд течений (эвдемонизм связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем, гедонизм* с удовольствием, утилитаризм — с пользой). Ригористическая (идеалистическая) традиция ориентирована на понимание морали как императивного механизма, управляющего человеческой «естественностью» (ригоризм — подчинение воли человека какому-либо закону). Позднее оформившаяся социологическая тенденция акцентирует социальный статус морали. Такая классификация, как и все другие, достаточно условна (переплетение традиций, размытость их границ).

Методологические установки при изучении истории этики: принцип конкретно-исторического подхода (учет социокультурных обстоятельств, обусловливающих возникновение и содержательное наполнение историко-этических феноменов); принцип развития (понимание особенностей становления и эволюции этих феноменов); ориентация на выявление общих смыслов в множественности и релятивности этического знания.
Первоначальные, чрезвычайно древние попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне становящейся философии, т.е. в своих истоках и на ранних этапах становления этика была слита с философией, поэтому вопрос о ее генезисе тесно связан с проблемой происхождения философии (которая тоже, кстати говоря, не относится к числу окончательно решенных).

Зарождение философско-этического мировоззрения происходило в эпоху становления классового общества и разделения материального и духовного труда. Духовным источником философии явилась предфилософия, представлявшая собой совокупность развитой мифологии, знания и обыденного сознания, «ходячей нравственности?. Взаимосвязь этих элементов в различных регионах древней цивилизации была различна, что в значительной степени объясняет своеобразие конкретных типов философского мировоззрения (прежде всего специфику его на Востоке и на Западе). Предфилософский комплекс представлял собой некое синкретическое единство разнообразных представлений о жизни с доминирующим значением мифологии. Своеобразная смесь фантазии и реальности являлась смутным, плохо выраженным в слове предвосхищением будущего осознанного поиска «правильной жизни», стремления к постижению истины. Содержащиеся в этом синкретизме элементы нравственного сознания как бы подготавливали почву для возникновения зачатков этического знания, первоначально растворенного в становящемся философском мировоззрении.

Генезис философии — длительный процесс, в нем нелегко определять четкие временные и смысловые границы, разделяющие иредфилософию и собственно философию. Тем более сложно жестко разграничивать нравственные обобщения и собственно этику. Очертания их условны, подвижны, поскольку осмысление нравственных проблем всегда происходит и на уровне обыденного сознания, а этика, призванная дать им специальный анализ, по сути дела вплетена в реально функционирующую мораль, являясь ее элементом.

Возникновение философии относят к первой половине I тысячелетия до н.э., когда в восточной и западной части древнего мира сложилась примерно одинакового уровня предфилософия, а в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции оформился комплекс социокультурных предпосылок, обусловивший процесс вычленения из нее философии, которая рождалась в процессе развития мышления. Само по себе мышление не сеть философия. Философия — это «мировоззренческое мышление, или мыслящее мировоззрение» (A.M.Малышев). Понятно, что среди первых вопросов, которыми должно было задаться это «мировоззренческое мышление», были, конечно, и вопросы нравственного характера (прежде всего вопрос о месте человека в мире и смысле его жизни). Поэтому первые попытки философских построений одновременно содержали в себе зародыш этического сознания.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Этика

    Критика этики Гегеля заставило Людвига Фейербаха (1804—1872 гг.) отказаться от умозрительной философии и обратиться к природной непосредственности человека. Однако натуралистическая (конкретнее — эвдемонистическая) традиция, с которой Фейербах ...
      Русские революционные демократы (В.Г. Белинский, Д.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский) не ставили перед собой задачи создания целостной этической концепции. Их этические представления, подчиненные целям общественно-политического ...
        Идеалистическая ветвь русской этики, для которой рубеж XIX и XX веков оказался эпохой Ренессанса (" серебрянного века "), чрезвычайно разнообразна и многоцветна, хотя основополагающие ее идеи довольно традиционны для религиозной интерпретации ...
          Этическое сознание рубежа XIX—XX столетий, часто называемое «неклассическим», можно охарактеризовать как маргинальное, т.е. как некоторое «промежуточное» состояние, связанное со стремлением как бы отрешиться от прошлого для прорыва в новое ...
            Стремление к переменам и новизне, свойственное данному времени, проявлялось по-разному. Так, в контексте «философии жизни», ориентированной на отвержение всего общезначимого, стереотипизированного и на утверждение ценности «живого», ...
              С других методологических позиций и под иным углом зрения критическое отношение к морализаторству классической этики было выражено в философии марксизма. Основоположники: Карл Маркс (1818—1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.). Необходимо ...
                Антинормативистский пафос «неклассической» этики проявляется и на новом этапе развития этического знания, который называют «постклассическим». Исключительное многообразие этического сознания XX века затрудняет его системную характеристику, но не ...
                  Этика экзистенциализма (or лат. cxistentia — существование). Основные представители: Ж. Сартр, Л. Камю, Г. Марсель (Франция), К. Ясперс, М. Хайдеггер (Германия), а также русские философы Н. Бердяев, Л. Шестов. Основные идейные ориентации: • ...
                    Мораль является основным предметом этики, осмыслением которого она занималась на протяжении всей истории своего развития. Тем не менее, общезначимого определения морали не выработано до сих пор, что объясняется целым рядом причин: сложностью, ...
                      Прежде, чем выделять какие-то функции морали, необходимо задуматься над вопросом: зачем, для чего она, собственно, функционирует? Конструктивный ответ на этот вопрос сопряжен, вероятно, с упоминавшимся смыслом морали. Получается, что наиболее общей ...
                        Отдельные фрагменты общей картины реальных нравов, изменяющихся в процессе истории человечества, описаны в этике довольно подробно, однако по поводу источника изменений морали и их направленности единства мнений не сложилось. Краткое описание ...
                          Смысловое поле проблемы добра и зла чрезвычайно обширное, в систематизированном виде может выглядеть следующим образом. Проблема определения добра и зла . Сложности выработки общезначимого определения понятия добра связаны со следующими наиболее ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com