поиск по сайту

Философское учение о материи

Материя (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Ее эволюция связана с тремя основными этапами развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства (атрибута), 3) отношения.

Первый этап - это поиск материального (вещественного) начала, образующего первооснову всего природного многообразия. Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем - атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель).

Второй этап (Новое время) - материей обозначали вещь, обладающую всеобщими атрибутами - массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью и т. п.
Третий этап (вторая половина XIX-XX вв.) - материя определяется на основе субъект-объектного отношения и рассматривается в качестве философской категории, которая обозначает объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им (В.И. Ленин). Иными словами, данное понятие определяется в рамках основного вопроса философии, вопроса об отношении мышления к бытию (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В.И. Ленин). Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

Материальный мир имеет достаточно сложную организацию, т.к. в нем любое материальное явление представляет собой систему определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. Поэтому все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации универсума.
Система (составленное из частей, соединенное) - категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) - категория, указывающая на способ связи между элементами, на наличие внутренних связей, на внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) - понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.

Системно-структурная организация универсума может быть построена, исходя из следующих критериев:

1) установить общность материального носителя (атом, электрон, клетка и т.д.), указывающего на сферу материального сущего- физическую, биологическую и т.д.;

2) выявить одинаковый принцип организации структур, которые входят в данный уровень (например, во всех атомах есть ядро и электроны, располагающиеся по орбитам);

3) определить общий принцип построения или генетическую каузальность, позволяющие расположить материальные системы в вертикальном направлении - от низшего к высшему, в порядке их исторической эволюции, т.к. высшие системы надстраиваются над низшими и не сводятся к ним.

Согласно этим критериям обычно представляют следующую иерархию многообразного сущего, образующего целостность универсума:

В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (в различных агрегатных состояниях - твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - Метагалактика («Мир естествоиспытателя»),

В живой природе: протоплазма (живые молекулы) - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы - человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья - классы - нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Философия

    Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Различают мировоззрение в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этических, ...
      Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что: 1) отсутствует ...
        Философия пользуется особыми понятиями - категориями (от греч. Kategoria - высказывание; признак), т.е. наиболее общими (часто предельно общими) и фундаментальными понятиями, которые фиксируют существенные свойства и отношения предметов и явлений ...
          Философия как одна из самых древних форм духовной культуры насчитывает 25 столетий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае), своего наивысшего расцвета она достигла в Древней Греции. Немецкий философ К. Ясперс для ...
            Сущностной особенностью древнеиндийской философии является религиозный характер большинства ее школ. Собственно, религиозные основания определяли социальную и культурную специфику цивилизации Древней Индии в целом (природу сельской общины и ...
              Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями ...
                К основным социокультурным факторам, обусловившим возникновение древнегреческой философии, относятся: а) торгово-ремесленная направленность и рабовладельческий строй, что способствовало высокому уровню отделения умственного труда от физического и ...
                  Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосылок: 1) разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений; 2) изменение социальной структуры общества - появляются прослойки и социальные группы, ...
                    Возрождение, или иначе Ренессанс, охватывает XIV-XVI вв. Этот термин был введен в лексикон в 1550 г. итальянским художником и скульптором Дж. Вазари, который отметил, что в это время деятели европейской культуры были убеждены в том, что они ...
                      Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен наукоцентризм - задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки. Этому способствовало: - развитие капиталистической системы ...
                        Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке XVIII в., связанной с преодолением феодальных сословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии . В сфере духовной культуры эпохе присущ ...
                          Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф.) занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выходят в 1770-1831 гг.). Ее образуют всего 5 авторов: И. Кант (1724-1804), И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. И. Шеллинг (1775- ...




                          © 2006-2024 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com