поиск по сайту

Философия марксизма


Философия марксизма возникла в 40-х гг. XIX в., ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие целостную систему философских и экономических взглядов.

Теоретическими предпосылками марксистской философии являются:

1) классическая немецкая философия: диалектика Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха;
2) классическая политическая экономия - трудовая теория А. Смита, Д. Рикардо;
3) социально-утопические проекты (от Т. Мора и Т. Кампанел- лы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна).
Естественнонаучные предпосылки:
1) эволюционная теория Ч. Дарвина;
2) закон сохранения и превращения энергии Р. Майера;
3) открытие Шванном и Шлейденом органической клетки.

Марксизм рассматривает философию в качестве практически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс «Тезисы о Фейербахе»), Эталоном для построения научной теории общества стало для К. Маркса и Ф. Энгельса классическое естествознание, ориентированное на исследование природы в ее объективности и закономерной эволюции. По аналогии с законами природы они рассматривали развитие общества как объективный естественно- исторический процесс. Основу общества составляет экономическая сфера, связанная с трудовой деятельностью людей по производству материальных благ.
Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию состоит в том, что они:

1. разработали материалистическую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении;

2. открыли материалистическое понимание истории, согласно которому экономические отношения составляют базис всех иных общественных отношений (в этом проявилась определенная абсолютизация роли экономики в обществе). Суть материалистического понимания истории К. Маркс лаконично выразил в предисловии «К критике политической экономии»: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»;

3. объяснили закономерности исторического процесса, что нашло отражение в формационном подходе к развитию человечества. К. Маркс выделил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности: античную, феодальную и буржуазную, представляющие собой этапы прогресса экономической общественной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сменяет ее путем социальной революции коммунистическая формация, которой присущи:

- отсутствие эксплуатации человека человеком и противопоставления умственного труда физическому;

- превращение труда в первую потребность жизни;

- всестороннее развитие индивидов, в результате чего «общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям» (К Маркс «Критика Готской программы»);

4. предложили понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, где господствуют производственные отношения, которые включают в себя: 1) отношения людей к средствам производства (формы собственности); 2) отношения обмена продуктами производства; 3) отношения распределения произведенных продуктов;

5. проанализировали проблему «отчужденного труда» как такой деятельности человека, которая, являясь основным условием его жизни, вместе с тем лишает его возможности всесторонне развивать и удовлетворять свои способности и потребности. В результате при капитализме, согласно К. Марксу, происходит отчуждение человека от: 1) результатов его труда; 2) его собственной творческой природы (самоотчуждение) и родовой сущности, т.е труда; 3) другого человека. Человек (рабочий) предстает в качестве: 1) товара; 2) рабочей силы; 3) общественно-исторического существа («Экономическо-философские рукописи 1844 года»);

6. ввели понятие общественной практики, которая есть материальная, целесообразная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны: субъектная - человек, его способности, цели и действия; объектная - предмет, средства и продукты деятельности.

Классический марксизм получил дальнейшее развитие в к. XIX-XX вв., что нашло отражение в:

- отказе от догматизации основных положений марксизма (Э. Бернштейн, Ф. Адлер, К. Каутский): например, допущение мирного развития капитализма и ликвидация его противоречий эволюционным, а не революционным путем;

- опыте адаптации социально-философской теории к практике общественных преобразований (Г. Плеханов, В. Ленин, Н. Бухарин и др.), что привело к превращению марксизма в государственную идеологию («марксизм-ленинизм»);

- развитии идей гуманизма и анализе целостной природы человека как субъекта исторического действия (А. Грамши, Д. Лукач, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.), что присуще «гуманистическому» варианту неомарксизма,

- попытке преобразовать «недостаточно научный» традиционный марксизм в строгую научную теорию по образцу естественных наук (Л. Альтюссер, Л. Коэн и др.), характерной для сциентистского варианта неомарксизма.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Философия

    В истории Западной Европы и тех стран за ее пределами, которые были заселены европейскими колонистами, XIX в. заслуженно считается самым оптимистичным. Умами людей овладела своеобразная «религия прогресса», вдохновляемая успехами науки и техники, ...
      Многие философы XX в. пытались понять, почему массы, казалось бы, вполне просвещенных людей с легкостью становятся подручными кровавых диктаторов и завоевателей, почему, вместо того, чтобы осваивать новые высоты культуры, они нисходят в бездны ...
        В эпоху Возрождения менялся взгляд философов не только на человека, но и на его природное окружение. Если средневековая схоластика рассматривала природу в контексте решения богословских вопросов, то для философии Ренессанса она стала самостоятельным ...
          Хотя наиболее интересными русскими мыслителями XIX в. в наши дни считаются философы-идеалисты (Соловьев, Федоров и др.), в свое время не они владели умами большей части образованных соотечественников. Во второй половине этого столетия весьма ...
            Взгляды неомарксиста Л. Альтюссера во многом оказались созвучными важнейшим установкам структурализма - весьма разнородного направления в социогуманитарном познании, которое возникло еще в начале XX в. и сосредоточилось на изучении структур, т. е. ...
              Схоластика определяла уровень научных знаний и мировоззрение общества эпохи Контрреформации. Схоластические знания аккумулировали опыт европейской философской культуры нескольких тысячелетий. Полный курс философии был рассчитан на три года. В ...
                Центральную часть философии Бэкона составляет учение о методе. Метод для Бэкона обладает глубоким практическим и социальным значением. Метод, по мнению английского учёного, является величайшей преобразующей силой, поскольку правильно ориентирует ...
                  Как указывалось , одной из центральных идей в философии Ф. Бэкона, являются человеческие заблуждения и борьба с ними. В этой части своего учения английский философ использует термин «idolum», который первоначально в переводе с греческого ...
                    Феноменология, философская герменевтика, экзистенциализм - эти три течения постклассической философии связаны между собой и генетически (по происхождению), и концептуально (своей критикой позитивизма). У последнего они не приняли абсолютизацию ...
                      Новое время - период в истории европейской цивилизации, начало которого приходится на рубеж XV-XVI вв. (т. е. на самый пик эпохи Возрождения), а окончание связано с событиями Первой мировой войны (1914-1918). В течение Нового времени в Европе и ее ...
                        Как известно, наука стремится к объективному знанию о мире, которое не зависит от личных особенностей людей, его получающих и использующих. Закон Ома мог бы, в принципе, носить и другое имя или не иметь его вовсе. Однако философия Гегеля - это ...
                          Возникновение философии пришлось на тот период человеческой истории, который немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал «осевым временем» и ограничил VIII-II вв. до н. э. В отдельных регионах нашей планеты прирост знаний, подъем ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com