поиск по сайту

Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы

Сущностной особенностью древнеиндийской философии является религиозный характер большинства ее школ. Собственно, религиозные основания определяли социальную и культурную специфику цивилизации Древней Индии в целом (природу сельской общины и регламентацию хозяйственной деятельности; жесткую кастовую систему, высшая власть в которой принадлежала жрецам- брахманам; направленность познавательных и художественных традиций). Система религиозных верований формировалась здесь на основе ведийского канона (веды - «священное знание»), представленного богатейшим комплексом источников. Самые древние из них - 4 веды, среди которых центральное место занимает «Ригведа» («Книга гимнов»), восходящая к XIV в. до н. э. Завершают канонические тексты упанишады, наиболее классические из которых относятся к IX-VII вв. до н. э. Упанишады (букв. - «сидеть у ног учителя») представляли собой тайное знание, передававшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных положений вед. Помимо религиозных сюжетов, в упанишадах даны также развернутые философские обоснования таких базовых для индийского мировоззрения и культуры категорий, как Брахман, Атман, Пракрити, сансара, карма, дхарма и мокша.

Понятиями Брахмана и Атмана определяются исходные субстанциальные основания бытия, где Брахман - это высшая объективная реальность, благодаря которой все возникает и существует, а Атман - высшая духовная сущность. В упанишадах оформляется идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал Универсума. Выступая как всеобщее основание и причина космоса, они не имеют конкретных характеристик, в силу чего определяются отрицательно через противопоставление видимой действительности. Материально-чувственная природа (Пракрити) подчинена сансаре - колесу жизни, связанному с цепью рождений и переходом от одной формы существования к другой. Регулирование сансары осуществляется кармой (букв. - «деяние») как законом воздаяния, в соответствии с которым совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предшествующих жизнях, определяет его судьбу в последующих перерождениях. С идеей сансары связано и понятие дхармы (от глагола «держать», «поддерживать»), символизирующей универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой обеспечивает улучшение кармы и перерождение в более высоком состоянии. Высшей целью человеческого существования является мокша (букв. - «освобождение») как- религиозный идеал спасения. Исчерпав все прегрешения кармы, человек получает возможность вырваться из колеса сансары и соединиться с абсолютными Брахманом-Атманом.

Формирование индийской философии относится к периоду VI-V вв. до н. э. Исторически это время связано с возникновением сильных арийских государств, что, в свою очередь, способствовало дестабилизации традиционной кастовой структуры индийского общества и выдвижению кшатриев (воины, светские правители) на привилегированные политические позиции. Свое идеологическое отражение эти процессы нашли в неортодоксапьных школах индийской мысли (буддизм, джайнизм, локаята), специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. В полемике с ними формируются шесть ортодоксальных школ, группирующиеся в дополняющие друг друга пары (вайшешика - ньяя, санкхья - йога, веданта - миманса).

Религиозный характер древнеиндийской философии обусловил следующие ее существенные особенности: 1) метафизическая (сверхприродная) направленность и идеалистическая интерпретация действительности, ее психологизация и «виртуализация»; 2) традиционализм (апелляция к сакральным источникам, комментаторский характер текстов) и интравертность (обращенность к внутреннему опыту) как основные познавательные установки; 3) синтез философского знания и религиозной практики спасения.




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Философия

    Многие философы XX в. пытались понять, почему массы, казалось бы, вполне просвещенных людей с легкостью становятся подручными кровавых диктаторов и завоевателей, почему, вместо того, чтобы осваивать новые высоты культуры, они нисходят в бездны ...
      В эпоху Возрождения менялся взгляд философов не только на человека, но и на его природное окружение. Если средневековая схоластика рассматривала природу в контексте решения богословских вопросов, то для философии Ренессанса она стала самостоятельным ...
        Хотя наиболее интересными русскими мыслителями XIX в. в наши дни считаются философы-идеалисты (Соловьев, Федоров и др.), в свое время не они владели умами большей части образованных соотечественников. Во второй половине этого столетия весьма ...
          Взгляды неомарксиста Л. Альтюссера во многом оказались созвучными важнейшим установкам структурализма - весьма разнородного направления в социогуманитарном познании, которое возникло еще в начале XX в. и сосредоточилось на изучении структур, т. е. ...
            Схоластика определяла уровень научных знаний и мировоззрение общества эпохи Контрреформации. Схоластические знания аккумулировали опыт европейской философской культуры нескольких тысячелетий. Полный курс философии был рассчитан на три года. В ...
              Центральную часть философии Бэкона составляет учение о методе. Метод для Бэкона обладает глубоким практическим и социальным значением. Метод, по мнению английского учёного, является величайшей преобразующей силой, поскольку правильно ориентирует ...
                Как указывалось , одной из центральных идей в философии Ф. Бэкона, являются человеческие заблуждения и борьба с ними. В этой части своего учения английский философ использует термин «idolum», который первоначально в переводе с греческого ...
                  Феноменология, философская герменевтика, экзистенциализм - эти три течения постклассической философии связаны между собой и генетически (по происхождению), и концептуально (своей критикой позитивизма). У последнего они не приняли абсолютизацию ...
                    Новое время - период в истории европейской цивилизации, начало которого приходится на рубеж XV-XVI вв. (т. е. на самый пик эпохи Возрождения), а окончание связано с событиями Первой мировой войны (1914-1918). В течение Нового времени в Европе и ее ...
                      Как известно, наука стремится к объективному знанию о мире, которое не зависит от личных особенностей людей, его получающих и использующих. Закон Ома мог бы, в принципе, носить и другое имя или не иметь его вовсе. Однако философия Гегеля - это ...
                        Возникновение философии пришлось на тот период человеческой истории, который немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал «осевым временем» и ограничил VIII-II вв. до н. э. В отдельных регионах нашей планеты прирост знаний, подъем ...
                          В 1917 г. в России поэтапно произошли две революции - Февральская буржуазно-демократическая, которая разрушила русскую монархию, и Октябрьская социалистическая, приведшая к власти партию большевиков (коммунистов) под руководством Владимира Ульянова ...




                          © 2006-2024 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com