поиск по сайту

Политические учения эпохи Средневековья (V - XIV вв.)


Европейская политическая мысль эпохи Средневековья развивалась в форме религиозно-этических учений. В этот период некоторые античные идеи, в особенности учение Аристотеля, приобретают развитие в новом контексте христианского мировоззрения.

Основы христианской политической теории были заложены еще в период утверждения христианства в Европе. Видным идеологом и деятелем христианской церкви признан Аврелий Августин Блаженный (354—430). Его философское учение было непререкаемым вплоть до XII в. Политические идеи Августина изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и др. Государственная власть характеризовалась в них как разбойничья шайка. В работе Августина «О граде Божием», где изложена концепция двух видов человеческих общностей, мир, в котором правят светские власти, принадлежит к «граду земному», а сообщество, объединенное институтами католической церкви — к «граду Божьему». Обосновав превосходство «града Божьего» над «градом земным», Августин создал идейную основу для притязаний церкви на роль арбитра в разрешении земных проблем. Земная власть должна заниматься внешними действиями людей, в то время как дело церковной власти — управлять их душами, наставляя и направляя к достижению благой жизни, т.е. жизни, ведущей к спасению души.

Идея ограничения светской власти за счет авторитета церкви развивалась также в творчестве английского богослова и юриста Иоанна Солсберийского (ок.1115—1180 гг.), автора трактата «Поликратик», которому принадлежит первое в Западной Европе систематическое изложение политической теории. Согласно его учению, чтобы стать государем, человек должен быть избранным Богом, т.е. получить одобрение церкви. Государь для общества — то же, что голова для живого организма. Но править государи могут как ради общего блага, так и в своих собственных интересах. Во втором случае правитель является тираном. Поскольку любая власть от Бога, люди должны подчиняться даже тиранам, но до тех пор, пока те не нарушают божественных законов и заповедей. В последнем случае, «убить тирана не только законно, но и правильно и справедливо».

Фома Аквинский (Аквинат) (1225/1226—1274) предпринял попытку синтеза аристотелевского учения о государстве с христианскими церковными канонами. Политические взгляды Аквината отражены в трактате «О правлении государей» (ок. 1266). Подобно Аристотелю, он связывал происхождение государства с разумной природой человека и считал его целью достижение людьми «благой жизни» (такой жизни, которая обеспечит их спасение). В государственной власти мыслитель выделял три элемента: сущность, происхождение и использование. Сущность власти всегда хороша, поскольку она предопределяется божественным порядком, согласно которому воля представителей высших слоев общества движет теми, кто находится внизу. Происхождение власти и ее использование могут быть и хороши, и дурны, поскольку они полностью находятся в руках человека. Подчинение человека человеку допустимо только в вопросах, связанных с внешним поведением. Что же касается души, то она может быть подчинена только Богу. Это значит, что если действия правителей отклоняются от божественного порядка, то они противоречат интересам церкви, и подданные вправе оказать таким правителям сопротивление.
Марсилий Падуанский (ок. 1275 — ок. 1343 гг.), автор работы «Защитник мира», отстаивал независимость светской власти от церкви, на которую возлагал ответственность за междоусобицы и смуты. Его идеалом была выборная монархия при верховенстве закона и сильной централизованной власти. Церковь должна ведать только божественными законами и не вмешиваться в земные дела, находящиеся в ведении светских властей.

Таким образом, в средневековой политической мысли возникает традиция разграничения полномочий светской и духовной властей, а также ограничения их произвола, которая получила дальнейшее развитие в Новое время.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Политология

    Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, а также характер взаимоотношений государства, личности и общества. Политический режим складывается ...
    подробнее
      В условиях диктатуры вся власть сосредоточена в руках элиты, которая не отвечает перед народом. Недемократические политические режимы делятся на авторитарные и тоталитарные. Тоталитаризм как политическое явление возник в XX в. Термин ...
      подробнее
        Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — правление народа, осуществляемое для народа посредством народа (А. Линкольн). Демократия не исключает наличия элит, но состав элит и их действия зависят от воли граждан, которые участвуют в ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com